Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Зильс-Мария
    Clouds of Sils Maria (2014)

    Витание в облаках Зильс-Марии

    8 февраля, 2015, 18:20

Французский режиссер Оливье Ассайас в который раз уже снял кино о своей же профессиональной сфере, невольно подхватив тенденцию таких голливудских фильмов, как «Бердмен» и «Унижение».

Главная героиня «Зильс-Марии» – немолодая актриса кино и театра Мария Эндерс (Жюльет Бинош), которая отдает предпочтение искусству, но в свое время бралась и за халтуру в блокбастерах. С трудом ее уговаривают вновь сыграть в театральной постановке, которая десятилетия тому сделала ее знаменитой. Но если тогда Мария играла в пьесе юную соблазнительницу Сигрид, то на этот раз ей предстоит вжиться в роль более близкой по возрасту Хелены, которая и становилась жертвой соблазнения с фатальными последствиями. Вместе со своей ассистенткой Вэл (Кристен Стюарт) Мария репетирует новую роль, уединившись в доме в швейцарской горной местности Зильс-Мария, где изредка можно увидеть, как по-особенному плывут облака, вытягиваясь, будто змея.

Мария внутренне протестует против своего нового персонажа, не в силах принять то, что спустя годы Хелена действительно стала ей ближе. Мария давно перешла в ранг уважаемых актрис, которые неинтересны современной публике. Вернее, не так интересны, как молодые скандальные звезды – одной из них, Джо Энн (Хлоя Морец), и предложили сыграть новую Сигрид. Так, Мария начинает вникать в то, как работает современная индустрия развлечений, где пиар исполнителя значит куда больше, чем владение им актерскими техниками. Мария читает сплетни о Джо Энн из ранее скептически воспринимаемого ей Интернета, смотрит примитивный блокбастер с участием юной коллеги и в итоге становится пассивным наблюдателем чьей-то чужой славы. Времена расцвета Марии испаряются, как дымка от облаков Зильс-Марии, которую актриса хочет увидеть, но не может рассмотреть в утреннем тумане.

Немалую часть фильма занимают диалоги Марии с ассистенткой Вэл – молодой и мудрой не по годам, во что поверить сложно. Вэл намекает своей работодательнице, что пора подстроиться под требования нового времени, попутно становясь объектом для упражнений Марии в манипуляции людьми, что наверняка хорошо удавалось ей в былые годы, но не сейчас. Отношения между двумя этими героинями много значат в картине, но в основном развиваются ради элегантности драматургии – при детальном рассмотрении они распадаются, будто бы Ассайася было интереснее просто понаблюдать за совместной работой антиподов по амплуа Бинош и Стюарт.

Само появление селебритис вроде Стюарт и Морец в фильме Ассайаса неожиданно, и заметно, как режиссер играется с медийными образами своих молодых актрис. Кристен Стюарт в футболке с Бэтменом объясняет Марии, почему в блокбастерах нет ничего плохого. Героиня Хлои Морец, чья биография хоть и типична, но подозрительно совпадает с жизнями Майли Сайрус и той же Стюарт, оказывается не карикатурной старлеткой, но уравновешенной и прозорливой особой.

Ассайас упускает возможность поиронизировать над упомянутыми медийными образами. В «Зильс-Марии» он будто бы щеголяет своей подкованностью в мире попкорнового кино и Голливуда, но делает это по-старперски занудно. «Зильс-Мария» - кино о примирении актрисы, и творческого человека вообще, с тем, что его творчество обесценилось: публике нужны другие зрелища и свежие лица. И лишь немногочисленная любознательная молодежь – вроде артхаусного режиссера, который упрашивает Эндерс сыграть у него – интересуется искусством вне времени.

Но так ли обесценилось творчество? Ведь на протяжении всего своего существования искусство вступало в спор индустрией, хоть преимущественно и в текстах критиков, манифестах молодых художников и т. д. Точно такой же фильм был актуален и в годы, когда Ассайас лишь начинал свою карьеру: и тогда новое кино, скажем, Годара не могло соперничать за аудиторию с кинохитами вроде «Назад в будущее». Изменения произошли в восприятии самого Ассайаса. Как и его героиня, он мирится с положением вещей. А почти двадцать лет назад в его картине «Ирма Веп» главный герой бунтовал, сделав экспериментальный фильм вместо заказанной ему стерильной телепостановки.

В «Зильс-Марии» Ассайас повторяет то, что использовал в своих предыдущих фильмах. Здесь и мотив лесбийской любви, и размышления о зрителе и кино, и вставки из других фильмов – настоящих (швейцарских горных фильмов) и постановочных (пародия на фантастический блокбастер). Но в «Зильс-Марии» Ассайас никого не критикует и не высмеивает. Он все-таки мирится. Мирится с тем, как меняется мир, и искусство в нем все больше становится подопечной индустрии развлечений. Не зря в фильме основной сюжет крутится не вокруг кино, чье служение энтертейнменту не вызывает никаких сомнений, но театра – считающегося более консервативным и элитарным.

По сути, режиссер повторяет нам, что есть два взгляда на искусство в целом и кино в частности. Можно следить за индустрией и опираться на оценки зрителей, а можно искать синефильские киносокровища, наплевав на любые тенденции и моду. Идея проста и не нова, но Ассайас зачем-то разжевывает ее слишком долго и усердно.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.