Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Люби меня
    Sev Beni (2013)

    Украинско-турецкая мелодрама о наболевшем

    1 марта, 2015, 20:22

От отечественных мелодрам не стоит ждать ничего хорошего - эту мысль навеивают бесчисленные телемувики, заполонившие наше ТВ. Турецкая продукция того же жанра тем более не внушает доверия – опять-таки виноваты украинские телеканалы, скупающие сопливейшее зарубежное телемыло. Потому фильм «Люби меня» - украинско-турецкое кино о том, как «он встречает ее» - изначально вызывал скепсис – но совершенно напрасно, как оказалось после просмотра картины.

«Люби меня» - совместный фильм киевлянки Марины Эр Горбач и ее супруга Мехмета Багадыра Эр. Вероятно, именно благодаря такому интернациональному сотрудничеству в фильме удалось справедливо пожурить как одну, так и другую нацию, не соврав об их недостатках. Строгий пересказ сюжета может задеть патриотические чувства украинцев: в фильме идет речь о турецких секс-туристах, приезжающих в Киев в поисках красивых и сговорчивых женщин, причем такими кишат развлекательные заведения, а главная героиня – так и вообще, сама молча уводит заморского гостя из клуба прямиком к себе в квартиру. Но фильм «Люби меня» - не то, чем кажется из описаний или поверхностного взгляда на сюжет. Это не мелодрама, а критический срез украинского и турецкого общества.

Сперва о последних. Турки в картине далеко не ангелы. Авторы фильма проходятся по жестокости патриархальных традиций к человеческим чувствам. Главного героя Джемаля ожидает свадьба с едва знакомой девушкой, выбранной ему родителями. Парень он не опытный (что, если верить фильму, норма для Турции), и его старшие родичи везут Джемаля в Украину, чтобы тот набрался опыта. Таких «путешественников» немало – специальная турфирма доставляет турецких мужчин в Киев, по дороге инструктируя, как надо себя вести с местными женщинами. Тут же из уст гида звучит правда обо всех женщинах, независимо от национальности: есть те, кому достаточно показать купюры, а есть те, кто хочет любви, ухаживаний и серьезных отношений. Иностранец также озвучивает также исключительно украинскую проблему: местные женщины вниманием не балованы, выбирать им не из кого – мужчины либо женаты, либо пьяницы, либо еще хуже. Данный тезис, кстати, еще не раз подтверждается в фильме, причем роптать нет смысла: супруги-режиссеры правдоподобно очерчивают ситуации любовных отношений между украинцами.

Весь негатив к турецким секс-туристам (если таковой возникнет у зрителя) стирается благодаря Джемалю – которого чуть ли не насильно привезли развлекаться, а он возьми да и влюбись. Влюбись в девушку, далекую от идеала. Это Саша (в исполнении театрально и киноактрисы Виктории Спесивцевой, которая, кстати, после неудачного брака с соотечественником - театральным режиссером нашла свое личное счастье за границей). Саша – обобщенный образ многих украинских женщин, о которых принято говорить если не с презрением, то с иронией. Но в фильме «Люби меня» зрителю предлагается просто понять таких женщин. Саша – содержанка, любовница российского бизнесмена, уже не юная и обреченная на одиночество. Саша мечтает о нормальной семье и ребенке – даже не о настоящей любви, призрак которой в образе Джемаля случайно встречается на ее жизненном пути.

Такие Саши – гонимые обществом в жизни, гонима и героиня фильма. Ее статус легко угадывается по одежде и специфической ухоженности, которой отличаются те, кто пробивает себе дорогу через постель. Окружающие – будь то диспетчер метро, милиционеры, соседи или родная мать – нетерпимы к Саше-содержанке. В фильме нет достаточно информации, чтобы судить о жизненном выборе героини, кроме того, что она росла в бедности. То, что остается за кадром – это судьбы сотен тысяч молодых украинок, у которых, независимо от уровня интеллекта, воспитания и образования, нет иного способа улучшить свое материальное положение, кроме как с помощью мужчины. Кому повезет – выйдут замуж. Но как говорил турок-гид в начале фильма, с мужчинами в стране напряженка. Потому осуждать главную героиню могут либо фанатичные моралисты, либо оптимисты, не замечающие гендерного коллапса, который переживает страна. Авторы картины, напротив, сочувствуют Саше и делают все, чтобы аналогичными чувствами прониклись зрители. Да и сама героиня стыдится своего образа жизни, хоть и вариантов его изменить у нее немного. Один такой – Джемаль, нежный, понимающий и ничего не требующий. Но броситься в объятия друг друга героям мешает прагматизм. Этим «Люби меня» качественно отличается от всего того мыла, отечественного и зарубежного, к которому привык наш зритель.

Мелодрамы – это сказки, где любовь побеждает не только все преграды, но также логику, здравый смысл и жизнь, как она есть. В «Люби меня» жизнь как раз не дает забыть о себе. Герои мыслят так же, как и зритель в зале – авторы фильма заставляют последнего много раз перебирать в голове, а как бы он поступил на месте персонажей. Это безусловный плюс супругам-режиссерам. Как и то, как ловко они сажают публику на эмоциональный крючок. Та просит продолжения, не получив в финале того, чего хотелось. «Люби меня» - жизнь, побеждающая сказку, и заставляющая обратить внимание на то, до чего во все периоды социально-политических трансформаций в Украине руки никогда не доходят. Обратить внимание на то, что история Саши типична и есть следствие общего экономического и политического состояния страны.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.