Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Робот Чаппи
    Chappie (2015)

    Ожесточенная версия «Короткого замыкания»

    13 марта, 2015, 03:36

Нил Бломкамп подхватывает котируемую ныне тему роботов, добавляет щепотку насилия, щепотку добра, мешает все это в безжизненных урбанистических пейзажах родного бандитского Йоханнесбурга и садится в лужу. «Робот Чаппи», при наличии нескольких интересных идей, сумбурен и к зрительскому сердцу стучится с трудом.

Южноафриканцу Бломкампу после его нашумевшего дебюта «Девятый округ» выдали кучу авансов. Трясущаяся камера, симпатия к «нелюдям» и отвращение к погрязшему в зле человечеству – шесть лет назад стиль режиссера встретили с распростертыми объятиями как вливание свежей крови в сдувшийся голливудский сай-фай. Следующая киноработа Бломкампа «Элизиум» оказалась неуклюжей, а к третьей – «Роботу Чаппи» - стало понятно, что весь секрет постановщика лишь в том, чтобы взять мусоленную-перемусоленную историю и показать ее в разрезе классовых конфликтов в субтропиках.

«Робот Чаппи» в этом смысле кажется оригинальной историей. В центре сюжета здесь машина-полицейский, которая обретает человеческое сознание, развивается умом как ребенок, но интенсивнее, искренне познавая добро и зло и болезненно реагируя на проявления последнего. Инженер корпорации по производству роботов Деон использовал списанный механизм, чтобы поставить на нем эксперимент – создать искусственный интеллект. Это удалось, но робот быстро оказался в руках у бандитов-неудачников, которые хотят использовать Чаппи для совершения преступлений. Все усложняется тем, что у Чаппи какой-то дефект блока питания и жить ему осталось несколько дней. Свою смертность робот осознает по-человечески, взывая с роптаниями к творцу (в его случае – к инженеру Деону) и до последнего противясь неотвратимости судьбы.

Казалось бы, вот оно, нечто свежее в теме кино о роботах, но при близком рассмотрении вторичность фильма просто выпирает. Драма Чаппи – чуть ли не буквально повторяет старый семейный фильм «Короткое замыкание». Там тоже был робот, созданный как оружие, но из-за неполадки он вдруг получил искусственный интеллект и превратился в милейшее создание на планете. Тот робот получал знания, прочитывая за секунды толстые книги, наблюдая за людьми, и противился злу во всех его проявлениях, как только узнал, что случайно раздавленного им кузнечика нельзя починить. Тот же самый образ, но Бломкамп попытался раскрыть его в реалистическом ключе, да добавив кровищи. Вторичность наблюдается и в концепт-арте картины. Альтернативой робополицейским вроде Чаппи является «Лось» - военный робот, внешне повторяющий ED-209 из «Робокопа» (робот, который ходил, как курица, если помните).

Историей в «Роботе Чаппи» тяжело проникнуться – зрителю требуется принять слишком много условностей и карикатурность персонажей, которая плохо сочетается вместе с жестокими сценами. Так, главный антагонист – инженер из той же корпорации, что и Деон, в исполнении Хью Джекмана – бывший военный, завсегдатай спортзала, человек с дебильной стрижкой и в коротких шортах, ко всему еще и прихожанин какой-то церкви. Формально столько деталей можно поставить как плюс в пункте «добавление персонажам глубины», на деле же Джекман предстает перед нами чуть ли не в самой дурацкой своей роли (хуже только человек с яйцами на подбородке из Movie 43).

В какой-то момент кажется, что главное в «Роботе Чаппи» - это южноафриканские рэперы Die Antwoord, сыгравшие горе-преступников, забравших Чаппи себе. Их музыка звучит в фильме практически безостановочно, хоть в титрах и указан еще и Ханс Циммер, которого тяжело расслышать за диким электронным битом Die Antwoord. Этот саундтрек звучит как бы отдельно от фильма, бунтарски прорываясь даже в самые мелодраматичные моменты. Появление в кадре самих Иоланди Виссер и Ниндзя из Die Antwoord обставляется с видеоклиповым пафосом, что, безусловно, порадует фанатов группы, но вряд ли - равнодушных к южноафриканскому рэпу зрителей.

«Папочка» и «мамочка», как персонажей Иоланди и Ниндзя называет робот, в развитии своих образов колеблются от агрессивных идиотов до вызывающих сочувствие жертв тяжелой судьбы, уготованной всем жителям гетто. «Мамочка» Иоланди очень быстро проникается к роботу материнскими чувствами – в любом случае быстрее, чем зритель, и в этом одна из причин, почему технофильский пафос Бломкампа воспринимается с трудом.

При всей заштампованности режиссуры, драматургических неровностях и схематичности героев, нельзя отказать «Роботу Чаппи» в том, насколько упорно в фильме проводятся некоторые идеи. В фильме отстаивается идеалистическая точка зрения о том, что насилие изначально не присуще человеку. Робот, получив сознание и способность к эмоциям - то, что делает его по-настоящему живым и роднит с людьми, до последнего отказывается причинять вред другим. И дело тут не в знаменитых законах роботехники Азимова – Чаппи предстает гуманистом только после того, как получает имитирующий человека интеллект. В то же время большинство героев- людей лишены подобных моральных принципов. Жизненный выбор сводится к доисторическим законам выживания - словами одного из героев: ты либо живой пес за забором, либо дохлый. И символично, что машина, которая беспощадно и фактически бесцельно разрывает людей – управляется человеком с помощью шлема с датчиками.

В фильме настойчиво подчеркивается детскость Чаппи. Он наивен и искренен, не знает, что такое обман, не ожидает жестокости от других. Но берет в руки оружие по благословению «папочки», который заставляет Чаппи следовать его примеру. Учитывая южноафриканский сеттинг фильма, первые ассоциации возникают с детской преступностью, ставшей настоящим бичом континента. В ряде военных конфликтов в Африке принимают участие дети. Не умеющие читать и писать, они, тем не менее, знают, как стрелять из автомата. Многие из таких маленьких солдат либо гибнут, либо остаются инвалидами. В «Роботе Чаппи» есть целые сцены, где детально показано, каким образом невинное создание убеждают и принуждают браться за оружие.

Выше по тексту упоминалось о том, что Бломкамп в своих фильмах уделяет внимание классовым конфликтам. В «Роботе Чаппи» эта тема тоже заявлена. Зрителю показывают как благополучный Йоханнесбург, где люди ездят на дорогих авто и пользуются всеми благами цивилизации, и криминализированные низы, хотя в причины социального неравенства авторы фильма не углубляются. По-простому, в фильме все бедные – преступники, с ними и борется, подключая роботов, система.

Небезынтересна в «Роботе Чаппи» и религиозная тема. Робот задает своему творцу Деону тот же вопрос, который раздирает человечество на протяжении всего его существования. «Зачем ты сделал меня смертным?» - это, по мнению Чаппи, надувательство и жестокость со стороны создателя. В отличие от реальной жизни, в фильме проблема смертности решается успешно для героев: тело бренно, механизм и сознание вечны. И под занавес «Робот Чаппи» превращается в киберпанк, восславляющий технологии как единственный возможный вариант эволюции человека и общества.

Расскажите друзьям

Комментарии (3)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.

0

рецензия "баянистая" был на премьере , так вот женщины плакали а в конце зал опладировал стоя , равнодушных не было. так что всем смотреть,хороший фильм.


0

Автор рецензии не понял основной топос фильма, что повлияло на искривленное понимание задумки автора. Фильм отличный, можно было только роль Деона дать другому актеру.


0

Блестящая рецензия! Все равно хочется посмотреть ))