Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino
-
Робот Чаппи
Chappie (2015)Ожесточенная версия «Короткого замыкания»
13 марта, 2015, 03:36
Нил Бломкамп подхватывает котируемую ныне тему роботов, добавляет щепотку насилия, щепотку добра, мешает все это в безжизненных урбанистических пейзажах родного бандитского Йоханнесбурга и садится в лужу. «Робот Чаппи», при наличии нескольких интересных идей, сумбурен и к зрительскому сердцу стучится с трудом.
Южноафриканцу Бломкампу после его нашумевшего дебюта «Девятый округ» выдали кучу авансов. Трясущаяся камера, симпатия к «нелюдям» и отвращение к погрязшему в зле человечеству – шесть лет назад стиль режиссера встретили с распростертыми объятиями как вливание свежей крови в сдувшийся голливудский сай-фай. Следующая киноработа Бломкампа «Элизиум» оказалась неуклюжей, а к третьей – «Роботу Чаппи» - стало понятно, что весь секрет постановщика лишь в том, чтобы взять мусоленную-перемусоленную историю и показать ее в разрезе классовых конфликтов в субтропиках.
«Робот Чаппи» в этом смысле кажется оригинальной историей. В центре сюжета здесь машина-полицейский, которая обретает человеческое сознание, развивается умом как ребенок, но интенсивнее, искренне познавая добро и зло и болезненно реагируя на проявления последнего. Инженер корпорации по производству роботов Деон использовал списанный механизм, чтобы поставить на нем эксперимент – создать искусственный интеллект. Это удалось, но робот быстро оказался в руках у бандитов-неудачников, которые хотят использовать Чаппи для совершения преступлений. Все усложняется тем, что у Чаппи какой-то дефект блока питания и жить ему осталось несколько дней. Свою смертность робот осознает по-человечески, взывая с роптаниями к творцу (в его случае – к инженеру Деону) и до последнего противясь неотвратимости судьбы.
Казалось бы, вот оно, нечто свежее в теме кино о роботах, но при близком рассмотрении вторичность фильма просто выпирает. Драма Чаппи – чуть ли не буквально повторяет старый семейный фильм «Короткое замыкание». Там тоже был робот, созданный как оружие, но из-за неполадки он вдруг получил искусственный интеллект и превратился в милейшее создание на планете. Тот робот получал знания, прочитывая за секунды толстые книги, наблюдая за людьми, и противился злу во всех его проявлениях, как только узнал, что случайно раздавленного им кузнечика нельзя починить. Тот же самый образ, но Бломкамп попытался раскрыть его в реалистическом ключе, да добавив кровищи. Вторичность наблюдается и в концепт-арте картины. Альтернативой робополицейским вроде Чаппи является «Лось» - военный робот, внешне повторяющий ED-209 из «Робокопа» (робот, который ходил, как курица, если помните).
Историей в «Роботе Чаппи» тяжело проникнуться – зрителю требуется принять слишком много условностей и карикатурность персонажей, которая плохо сочетается вместе с жестокими сценами. Так, главный антагонист – инженер из той же корпорации, что и Деон, в исполнении Хью Джекмана – бывший военный, завсегдатай спортзала, человек с дебильной стрижкой и в коротких шортах, ко всему еще и прихожанин какой-то церкви. Формально столько деталей можно поставить как плюс в пункте «добавление персонажам глубины», на деле же Джекман предстает перед нами чуть ли не в самой дурацкой своей роли (хуже только человек с яйцами на подбородке из Movie 43).
В какой-то момент кажется, что главное в «Роботе Чаппи» - это южноафриканские рэперы Die Antwoord, сыгравшие горе-преступников, забравших Чаппи себе. Их музыка звучит в фильме практически безостановочно, хоть в титрах и указан еще и Ханс Циммер, которого тяжело расслышать за диким электронным битом Die Antwoord. Этот саундтрек звучит как бы отдельно от фильма, бунтарски прорываясь даже в самые мелодраматичные моменты. Появление в кадре самих Иоланди Виссер и Ниндзя из Die Antwoord обставляется с видеоклиповым пафосом, что, безусловно, порадует фанатов группы, но вряд ли - равнодушных к южноафриканскому рэпу зрителей.
«Папочка» и «мамочка», как персонажей Иоланди и Ниндзя называет робот, в развитии своих образов колеблются от агрессивных идиотов до вызывающих сочувствие жертв тяжелой судьбы, уготованной всем жителям гетто. «Мамочка» Иоланди очень быстро проникается к роботу материнскими чувствами – в любом случае быстрее, чем зритель, и в этом одна из причин, почему технофильский пафос Бломкампа воспринимается с трудом.
При всей заштампованности режиссуры, драматургических неровностях и схематичности героев, нельзя отказать «Роботу Чаппи» в том, насколько упорно в фильме проводятся некоторые идеи. В фильме отстаивается идеалистическая точка зрения о том, что насилие изначально не присуще человеку. Робот, получив сознание и способность к эмоциям - то, что делает его по-настоящему живым и роднит с людьми, до последнего отказывается причинять вред другим. И дело тут не в знаменитых законах роботехники Азимова – Чаппи предстает гуманистом только после того, как получает имитирующий человека интеллект. В то же время большинство героев- людей лишены подобных моральных принципов. Жизненный выбор сводится к доисторическим законам выживания - словами одного из героев: ты либо живой пес за забором, либо дохлый. И символично, что машина, которая беспощадно и фактически бесцельно разрывает людей – управляется человеком с помощью шлема с датчиками.
В фильме настойчиво подчеркивается детскость Чаппи. Он наивен и искренен, не знает, что такое обман, не ожидает жестокости от других. Но берет в руки оружие по благословению «папочки», который заставляет Чаппи следовать его примеру. Учитывая южноафриканский сеттинг фильма, первые ассоциации возникают с детской преступностью, ставшей настоящим бичом континента. В ряде военных конфликтов в Африке принимают участие дети. Не умеющие читать и писать, они, тем не менее, знают, как стрелять из автомата. Многие из таких маленьких солдат либо гибнут, либо остаются инвалидами. В «Роботе Чаппи» есть целые сцены, где детально показано, каким образом невинное создание убеждают и принуждают браться за оружие.
Выше по тексту упоминалось о том, что Бломкамп в своих фильмах уделяет внимание классовым конфликтам. В «Роботе Чаппи» эта тема тоже заявлена. Зрителю показывают как благополучный Йоханнесбург, где люди ездят на дорогих авто и пользуются всеми благами цивилизации, и криминализированные низы, хотя в причины социального неравенства авторы фильма не углубляются. По-простому, в фильме все бедные – преступники, с ними и борется, подключая роботов, система.
Небезынтересна в «Роботе Чаппи» и религиозная тема. Робот задает своему творцу Деону тот же вопрос, который раздирает человечество на протяжении всего его существования. «Зачем ты сделал меня смертным?» - это, по мнению Чаппи, надувательство и жестокость со стороны создателя. В отличие от реальной жизни, в фильме проблема смертности решается успешно для героев: тело бренно, механизм и сознание вечны. И под занавес «Робот Чаппи» превращается в киберпанк, восславляющий технологии как единственный возможный вариант эволюции человека и общества.
рецензия "баянистая" был на премьере , так вот женщины плакали а в конце зал опладировал стоя , равнодушных не было. так что всем смотреть,хороший фильм.
Автор рецензии не понял основной топос фильма, что повлияло на искривленное понимание задумки автора. Фильм отличный, можно было только роль Деона дать другому актеру.
Блестящая рецензия! Все равно хочется посмотреть ))