Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino
-
Фантастическая четверка
Fantastic Four (2015)Фантастически неподдающийся экранизации комикс
19 августа, 2015, 14:53
Трижды комикс Стэна Ли и Джека Кирби о команде супергероев-ученых пытались перенести на большой экран. И трижды создатели фильмов набивали себе шишки о критику прессы и публики. «Фантастическая четверка» 2015 года не стала исключением. В США только ленивый не стал язвить в сторону фильма, причем не по делу, но потому что сработала «цепная реакция» отзывов. По большому счету, картина не заслуживает уничижительных комментариев, которыми ее щедро одарили американцы, но и для похвал поводов не дает.
31-летний Джошуа Транк, почти что дебютант в мире блокбастеров (на его счету как режиссера лишь один сериал и молодежный сай-фай «Хроника»), вместе с «Фантастической четверкой» получил шанс всей жизни и аванс в виде назначения на спин-офф «Звездных войн». То ли постановщик не управился с задачей, то ли действительно виной всему железная пята продюсеров, перекроивших «Фантастическую четверку» по-своему – результат один: упущенные возможности.
Сюжет новой картины взят не из классического комикса, а из той его версии, где главные герои помоложе и свои суперспособности получают иначе. Вундеркинд Рид Ричардс (Майлз Теллер) вместе со своим другом Беном (Джейми Белл) из семьи, что называется white trash, из подручных средств создают мини-портал, ведущий сами не знают куда. Доморощенные изобретатели не находят понимания и признания, пока на них не обращает внимание профессор Шторм, в чьей лаборатории разрабатывают точно такой же портал, но мощнее. Рида берут в команду Шторма, где он знакомится с дочерью профессора Сью (Кейт Мара) и его сыном Джонни (Майкл Б. Джордан), а также автором всего проекта – Виктором фон Думом. Примерно до этого момента фильм не вызывает вопросов, пока не случается первый важный поворот. Желая первыми испытать портал, герои неудачно телепортируются, в результате чего и получают свои суперсилы и кучу проблем – с правительством, своими новыми телами, друг другом и бывшим товарищем фон Думом, превратившимся в озлобленный на весь мир источник смертоносной энергии. В общих чертах этот сюжет кочует из комикса/фильма в комикс/фильм о Фантастической четверке: компания пострадавших друзей и злодей Виктор фон Дум.
Огромный плюс «Фантастической четверки»: фильм смотрится легко и быстро. Когда же его становится тяжело воспринимать? Когда история с телепортом объясняется не более, чем пьяной выходкой юношей-ученых, охмелевших от одной маленькой фляги (!), распитой на троих. При этом нельзя сказать, что «Фантастическая четверка» полна нелепостей, в фильме особо нет моментов, которые можно было бы разобрать на пародии. Проблема в том, что называется отсутствие «изюминки», ради которой не самым сильным фильмам прощается многое. Ярчайшие главные герои выписаны поверхностно, химии между ними попросту нет – чего не скажешь о сыгравших их актерах, ставших хорошими друзьями в реальной жизни. Возможности развить сильные сюжетные линии (драма Бена, превратившегося в живую груду камней, любовный треугольник Рид – Сью – Виктор, давление государства, милитаризм и т. д.) не использованы.
В экранизациях Marvel часто прибегают к такому приему: когда исходный материал сложен для экранизации или тяжело представляем на экране – надо добавить много юмора. Это сработало со «Стражами Галактики» и «Человеком-муравьем». К сожалению, Джошуа Транк и все причастные к созданию «Фантастической четверки» таким приемом не воспользовались. Юмор – единственный плюс предыдущей версии 2005-2007 гг. (и еще, пожалуй, Джессика Альба). Юмор – единственный способ адекватно воспринимать суперсилу Рида Ричардса вытягивать и гнуть свои конечности. Но в «Фантастической четверке» преобладает мрачность и хоррор-эстетика. Потому наилучшие сцены – те, где стиль фильмов ужасов выглядит уместно: например, моменты с возвращением Дума и его последующий «разнос» в лаборатории.
Побольше бы хронометража фильму, посильнее сценарий, получше бы визуальные эффекты – и «Фантастическая четверка» была бы не хуже и не лучше, скажем, «Людей Икс» или «Нового Человека-паука». Джошуа Транк, судя по всему, хотел снять собственных «Хранителей», но не одолел материал. Тогда ждем следующего перезапуска.