Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

  • Марсианин
    The Martian (2015)

    На марсоходе музыка играет

    1 октября, 2015, 18:21

Третий год подряд осень в мировом прокате не обходится без громкого блокбастера о космосе. «Гравитация» отхватила «Оскары», «Интерстеллар» — народную любовь, оба фильма окупили усилия своих создателей в денежном эквиваленте. Этот «космический» тренд продолжил ветеран кинобизнеса Ридли Скотт, найдя способ не затеряться на фоне пафосных киноопусов от вдвое младших коллег.

Старина Ридли подтрунивает над претензиями Куарона и Нолана на серьезность: его «Марсианин» — кино с мизерными амбициями и большим зарядом юмора. А действительно, как еще можно выделиться в жанре? «Гравитация» беспощадно выдавливала у зрителей эмоции смертью Клуни-астронавта, «Интерстеллар» — сопливой историей о семье. Что не удалось выдавить классическими драматургическими приемами — вытягивала величественная музыка. Но в крови народа — сопротивляться всякому пафосу, высмеивая его: ответом на слезы МакКонахи стали бесчисленные интернет-пародии. Пародировать «Марсианина» будет сложно: в нем и так слишком много легкомыслия и самоиронии, казалось бы, невозможных в данной истории. Ридли Скотт обламывает на корню любые попытки зрителя раскиснуть и поддаться сопереживанию, переводя сцены на comic relief или обычное ожидание развязки того или иного момента.

При этом Ридли Скотт и сценарист Дрю Годар не изобретали велосипед. Тон «Марсианина» заимствован из «Робинзона Крузо» — величайшей истории о выживании человека в одиночку. Как помним, Робинзон не терял оптимизма, находил момент для шуток и работал, не покладая рук. Да и читателю следить за при- и злоключениями смекалистого Крузо было занимательно.

Занимательный фильм — лучшее описание для «Марсианина». Сюжет картины — та же робинзониада, только на Красной планете. Состав исследовательской миссии вынужден срочно эвакуироваться из-за бури. Во время эвакуации тяжелым предметом сносит одного из команды, ботаника Марка Уотни. Считая, что товарищ погиб, команда улетает с Марса, а Уотни позже просыпается среди красноватого песка, один-одинешенек на всю планету, без связи с Землей. В его распоряжении исследовательская станция, марсоход и прочие полезные вещи, части из которых он найдет другое применение, часть из которых найдет в принципе. Продержаться в живых Уотни надо четыре года — пока на Марс не высадится следующая исследовательская миссия. К счастью, Марк, находит способ связаться с НАСА (спасибо оставленному в качестве хлама оборудованию с предыдущих космических программ), но организовать его спасение не так просто, да и марсианская непогода то и дело вносит коррективы в расчеты Уотни на жизнь.

«Марсианину» можно дать множество подзаголовков. «Как я выжил на Марсе благодаря собственному дерьму», «Как не падать духом в безвыходных ситуациях», «Как выставить НАСА в наилучшем свете». Последнее, кстати, заставляет задуматься о доле ведомства в бюджете фильма. Во-первых, в картине создан жутко положительный образ организации: прям хочется вступить в его ряды, если бы был объявлен набор добровольцев. Во-вторых, Скотт и Годар затрагивают специфические вопросы вроде имиджа НАСА, международного сотрудничества и прочих инсайдерских вещей, в которые тяжело поверить, что все происходит именно таким образом. Тут для Скотта раздолье пройтись по американской спеси, подконтрольности массовой информации и т. д. Но нет, вместо этого стереотипно суровые китайцы «безвозмездно, то есть даром» делятся своими космическими разработками, не получая ничего взамен.

Другая упущенная — сознательно, судя по всему — возможность — психологически разложить ситуацию, в которой оказался главный герой, бросившие его товарищи и командование НАСА, опасающееся за свое имя. Но Ридли и тут обманывает ожидания зрителя. Никакой семьи у Уотни, никаких стадий принятия неизбежного, никаких сомнений у команды космической миссии, когда речь идет о риске несколькими жизнями ради одной. «Марсианин» — это ода жизнелюбию и бравости вкупе с просвещением в стиле документалок Discovery. Как минимум, после просмотра вам не надо будет гуглить, что такое гексадецимальный код, когда была миссия Pathfinder и прочие научные или околонаучные моменты. «Марсианин» идет до конца в своей игре в задорную survival story, потому и за кадром звучит не оргáн Ханса Циммера, а оптимистические дискохиты Донны Саммер и Abba с «I will survive» Глории Гейнор в качестве финального «аккорда». Тяжело представить более подходящую музыку, чтобы прославить всепобеждающую любовь человека к жизни.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.