Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

В 1974 году 25-летний француз Филипп Пети совершил настолько элегантное, насколько бессмысленное действие — прошел по канату между недавно построенными башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Об этот поступке в 2008 году миру напомнила документалка «Канатоходец», получившая премию «Оскар» в своем жанре. Художественный ремейк этой документалки в нынешнем году представил матерый голливудский постановщик Роберт Земекис, который, вероятно, хотел освежить в памяти людей не столько акцию Пети, сколько невинный вид башен-близнецов, которые сегодня имеют совершенно не то значение, как в задорные 70-е.

Именно с задором в фильме историю «арт-преступления века» (а именно так со временем прозвали поступок канатоходца) рассказывает его виновник — сам Пети в исполнении хорошо загримированного Джозефа Гордона-Левитта. Рассказывает, облокачиваясь и разгуливая вокруг чаши факела статуи Свободы — более китчевую мизансцену придумать тяжело. Китч — основной метод, которым пользуется Земекис. Предыстория Пети изобаражется в открыточной, по-голливудски шаблонной Франции — с багетами, беретами, тельняжками и французским рок-н-роллом. Играючи, Филипп, вдохновившись газетной заметкой, решает во что бы то ни стало покорить башни-близнецы. И что странно, встречает полное одобрение не только со стороны своей безропотной подружки (персонаж-тень в исполнении Шарлотты Ле Бон), но и случайных друзей, которые безоговорочно «входят в команду заговорщиков».

Почти весь фильм «Прогулка высотой» составляет рутина подготовки того самого трюка: тайные вылазки на разведку во Всемирный торговый центр, подготовка снаряжения и прочее. На очевидный вопрос «зачем» улыбающийся Пети дает ответ в самом начале фильма: «Низачем». Рациональному американскому зрителю легко принять такое объяснение, ведь действующие лица — французы, а черт их поберет этих странных европейцев. Современного зрителя мотивация Пети настоящего и экранного тоже не должна волновать: это же 70-е, спустя пару лет молодежь себе ирокезы начнет выбривать, чему ж тут удивляться. Связь с настоящим у «Прогулки» тоже есть. Фильм снят ведь не только ради того, чтобы вызвать головокружение по-настоящему трехмерной сценой того самого прохода по канату. Пети — это же прародитель всех бессмысленных приколов на ютьюбе. Мы не задаемся вопросом, зачем «эти два дебила на видео прыгают с крыши дома в бассейн», мы жмем play, смеемся, опять-таки обзываем их дебилами и мотаем на ус, как делать не надо. Примерно с таким же извращенным интересом мы лет пятнадцать назад смотрели шоу Jackass. Проход канатоходца между башнями-близнецами, конечно, не так вульгарен, как нынешние «приколы», которые нельзя повторять дома. Поступок Пети — связующее звено между Jackass и цирковой культурой, которая уже в 70-х почти что умерла.

Но Роберта Земекиса в «Прогулке высотой» цирковая культура не интересует — это просто удачный повод сделать своего героя еще вертлявее и эксцентричнее. Настоящий смысл фильма раскрывается в самом финале, когда камера любуется величественными небоскребами, которые нью-йоркцы не любили до тех пор, пока между ними, зданиями, не прошелся Пети. В этом смысле акция Пети была чуть ли не освящением и очеловечиванием безликих четырехсотметровых гигантов. Гигантов, над которыми в 2001 году надругались захватившие два самолета террористы. Американцы на последних минутах «Прогулки высотой» будут рыдать. Мы же после просмотра просто пойдем на ютьюб искать смешные видео.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.