Рецензии пользователя Юлия Кузнецова, редакция oKino

Последним выстрелом по тоталитаризму завершилась кинофраншиза «Голодные игры» - самый недооцененный блокбастер последних лет, за непрестижным имиджем которого можно разглядеть наиболее связное высказывание о войне в современном массовом кинематографе.

«Голодные игры», к несчастью, были задуманы и сняты как продолжение тенденции экранизировать young adult литературу с упором на женского персонажа. Ассоциации с «Сумерками», обвинения в плагиате японского бестселлера «Королевская битва», фэндом, состоящий сплошь из девочек-подростков – такое окружение пошло не на пользу «Голодным играм». О франшизе чураются писать серьезные критики – не дай бог вообще похвалить эту очередную девчачью голливудскую продукцию. И только отбросив предубеждения, можно заметить, насколько целостна тетралогия и как обязательная для жанра романтическая линия отступает перед главным социально-политическим посылом.

Теперь, после выхода всех четырех фильмов, можно проследить лейтмотивы каждого из них. «Голодные игры» держались не столько на перетекающей из серии в серию истории главной героини Катнисс Эвередин, сколько на поэтапном изображении революции: от недовольства властью и первых протестов до свержения диктатора. Первый фильм объяснял нечеловеческие обстоятельства, в которые власть поставила государство, что и привело к первым бунтам – стихийный протест Катнисс и мелкие восстания граждан, наблюдавших за Голодными играми. Второй фильм, на первый взгляд, самый легкомысленный, на деле же, пародийный – изображал главный инструмент контроля власти над обществом – масс-медиа, создающие иллюзию стабильности и благополучия. Третья серия – начало революции, а вместе с ней и борьба двух политических сил, методы которых мало отличаются друг от друга. Негуманность любой военной пропаганды (не важно, чья она – «хороших» или «плохих») пошатнула убеждения главной героини. И лишь в четвертом фильме стало понятно: если две противоборствующие силы пользуются одними и теми же методами, то суть их одна и та же.

Катнисс (Дженнифер Лоуренс) поневоле становится символом революции, и это самая сильная часть персонажа. Девушка из народа, из шахтерского, самого депрессивного, дистрикта государства Панем, постепенно проходит путь от борьбы за личные интересы (выживание, помощь близким) до борьбы за общественные, пускай ценой самопожертвования. «Есть ли война личным делом?», - задает один из героев вопрос, актуальный для любого конфликта в реальной жизни.

В начале второй «Сойки-пересмешницы» главная героиня, разочарованная в войне и отчаявшаяся в восстановлении справедливости, заявляет о своем намерении – лично убить диктатора президента Сноу. И чем ближе финал картины, тем больше мы предвкушаем банальную сцену, в которой Катнисс героически ворвется в дворец правителя и собственноручно избавит от него утопающий в крови Панем. С таким окончанием «Голодные игры» действительно оказались бы заурядным голливудским блокбастером, где все поделено на черное и белое. Но не зря в фильме не идеализируются лидеры восстания. Катнисс, как любой революционер из низов, сначала выгодна борющейся за власть стороне, а потом просто неудобна. Ее выбор – либо быть марионеткой нового режима, либо уйти в оппозицию (вечный протестант), рискуя быть в итоге дискредитированной или убитой. «Голодные игры» показывают самый оптимистичный и самый правильный финал из всех возможных. Революционер остается верен революции, при этом обрекая себя на забытье.

И что же отличает «Голодные игры» от других блокбастеров? Его реалистичность и максимальная приближенность к настоящей политике. «Наши враги не похожи на нас», - вещает Сноу с экрана в попытке сохранить привязанное к идее стабильности общество. «Всякое на войне бывает», - восклицает положительный герой после провокации, стоившей жизни мирному населению. «Зачем воевать против своих?», - взывает главная героиня, чтобы спасти от революционеров жителей, не поддержавших протест. «Я уже не могу отличить правду от лжи», - говорит жертва обеих сил. Любая из этих фраз будто бы вырвана из наших новостных сводок: с начала Евромайдана и по нынешнее время. Многие сцены в фильме до боли точно соотносятся с тем, что украинцы познали на собственном опыте. В большом кино герои обычно торжествуют на костях своих врагов в окружении доблестных соратников, а не остаются в стороне, сломленные морально и разочарованные в любой власти. По большому счету, «Голодные игры» говорят зрителю об очевидных вещах – очевидных, но не популярных. Во всяком случае, не это хотят слышать люди, кладущие в рот попкорн.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.