Рецензии пользователя Zoe
-
Бёрдмэн
Birdman or (The Unexpected Virtue of Ignorance) (2014)Бёрдмен
22 марта, 2015, 20:34
Бёрдмен
«Ты затеял это только потому,
что, как и все мы, до смерти боишься, что ты пустышка».
Дочь Риггана
«Бёрдмен» картина мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, даже фамилию которого мое сознание ассоциирует с редкой диковинной птицей. Но в отличие от лингвистических фантазий, сам фильм вполне справедливо можно считать редкой кинематографической удачей. И совсем не по причине богатого урожая наград, включая четырех Оскаров. Неоспоримая ценность картины в том, что создателям удалось отыскать такую форму повествования о сокровенных творческих метаниях, которая сделала картину интересной для зрителей и вызвала бесспорное признание кинокритиков.
Движимый поиском вдохновения и свежих творческих решений, Иньярриту собрал новую команду для работы над фильмом. В интервью изданию Deadline он признается: «То, о чём этот фильм – это то, через что я сам прошёл. Всё это я видел и пережил; это было моей жизнью в течение последних нескольких лет. Вместо того, чтобы смотреть на это, как на трагедию, я хотел попробовать другой режим. Не смириться с событиями прошлого, а заново их пережить. В процессе я достиг своего рода примирения с самой жизнью и столкнулся лицом к лицу с тем, что не люблю в себе; с тем, что раньше делало меня неприятным».
В работе над сценарием, кроме самого режиссера, приняли участие еще трое сценаристов. Такое сотрудничество оказалось непростым, но весьма плодотворным. Каждая сцена филигранно прописана, интригуя зрителя и удерживая интерес в продолжение всего фильма. В отличие от предыдущих, довольно мрачных драм Иньярриту, трагикомедия «Бёрдмен» получилась смешной и легкой для восприятия. В основе сценария рассказ его любимого писателя – Рэймонда Карвера. Действие происходит на Бродвейских театральных подмостках, а главное лицо - актер Ригган Томсон, некогда прославившийся ролью супергероя в голливудской франшизе о Бёрдмене. Ригган готовится к премьере постановки о любви, выступая в качестве автора адаптации, режиссера и исполнителя главной роли, попутно финансируя проект из собственного кармана.
Майкл Китон отлично подошел на роль Риггана, поскольку в его собственной карьере был Бэтмен, что и придало картине достоверности. Персонаж Китона – терзающаяся сомнениями и неуверенностью знаменитость на закате карьеры. Подстегиваемый собственным эго, он пытается противопоставить серьезную театральную работу дешевой славе суперзвезды из блокбастера. Однако, страх неудачи, репутационная и финансовая уязвимость от критики, каверзные отношения с актерами - ежедневно повергают в отчаяние и доводят до безумной грани.
Надо отметить, что съемочная группа работала за очень небольшое вознаграждение, что называется из любви к искусству. Актеры получили минимальные гонорары, а кастинг тут совершенно замечательный – Наоми Уоттс, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Зак Галифианакис. Кстати, в карьере каждого из них найдется мегабюджетный голливудский блокбастер, на фоне которых бюджет «Бёрдмена» довольно скромен - 18 млн. долларов. А колорита картине придают, как неожиданные художественные приемы и оригинальная озвучка из джазовых барабанных соло, так и множество пронзительных и трогательных моментов.
Помимо Иньярриту, над картиной работал еще один именитый мексиканец - оператор Эммануэль Любецки, также известный как Чиво. За работу в Бёрдмене он удостоен вторым Оскаром в своей карьере, в прошлом году его отметили за «Гравитацию». Картина снята будто одним кадром без склеек, камера следует за героями по узким коридорам Бродвейского театра Сент-Джеймс, погружая в тесное пространство закулисья. Но есть в фильме кадры, странным образом выбивающиеся из Бродвейского ландшафта – летящая огненная комета и выброшенные на берег пустынного пляжа медузы, как некий посыл от автора о полюсах эмоциональных состояний главного героя.
Неожиданное достоинство невежества – подзаголовок картины. И здесь есть доля лукавства. Ведь вложенное в создание фильма мастерство на грани перфекционизма невозможно не оценить. А вот искренность и страстность, также присущие этой картине, именно то, что способно завоевать публику. И если мастерства можно добиться упорным трудом, то искренность и страсть нам обходятся гораздо дороже.
