Рецензии пользователя makaevalena
-
Минздрав предупредил: «Курение вредит вашей Смерти»
27 декабря, 2013, 21:00
Ее имя ассоциируется всегда с чем-то мрачным, потусторонним. Чаще – со смертью. Худощавая, красивая женщина с характерным скрипучим голосом. Осталось только косу в руки дать и черный балахон на плечи кинуть – образ готов. Не отличишь. Хотя в нашем варианте – смерть носит платья и шляпки, встречается с мужчинами и работает в морге.
Еще в студенческие годы вместе с компанией единомышленников Рената собиралась осуществить постановку одной очень мистической и эфемерной идеи. Но выполнить поставленную еще тогда задачу вышло спустя лишь годы. И в 2012 году пьеса, начатая во ВГИКе, обернулась во второй полнометражный игровой фильм режиссера «Последняя сказка Риты».
В больничку местного разлива поступает очередная пациентка. Какой диагноз определен у Маргариты Готье (Ольга Кузина), остается мрачной тайной. Но, не выпускаемая изо рта сигарета, словно прилипшая к губам героини, уже намекает, да что там, кричит! от какого недуга мучается женщина. Лечить ее должна давнишняя подруга Надя (Татьяна Друбич), но женщина не расстается с бутылкой, а по сему встреча подруг происходит гораздо позже. Среди рабочего без исключения дымящего коллектива, мужчин – редкий вид. Балом правят женщины. При чем – разные, но абсолютно шикарные: от старушки со скрюченными руками и плетущих длинную косу санитарок, до Тани Неубивко, чье пребывание в подобном заведении не случайно. Именно она становится подругой Риты, сопровождающей ее до самого победного (?) конца. Красноречивая фамилия медсестры пророчит, каким должен стать пресловутый конец, и что какую роль в этом играет ветреная, падкая на мужчин молодица.
Естественно, эту роль Литвинова прописала под себя. Хотя, наверное, даже не прописывала. Просто встала перед камерой и была собой – настолько гармонично слилась воедино Рената с Таней Неубывко. Ее работу нельзя назвать сыгранной ролью, ибо режиссер прям упивалась отданной самой себе героиней.
Мысли о смерти посещают светлую голову любого еще до начальных титров с мелькающим название студии «Запределье». Но, несмотря на сюжет, рассказывающий о работе Ангела смерти в морге, это кино о любви и о женщинах. Все в лучших традициях Литвиновой. Здесь замурованы окна палаты, здесь ужасно воняет из морга, а паталогоанатомы используют разрезанный труп, как пепельницу. Все курят, через экран начинает просачиваться запах табака и спичек. Каждый кадр рябит изобилием символических намеков. Женщины, сигареты, их вынужденное одиночество рядом с мужчинами…
Впрочем, заметным штрихом ленты стала комбинация мистической составляющей и сатиры, с которой Рената ведет повествование. И не меняя манеры, автор продолжает говорить о любви, изображая ее в каждой отчетливой краске: в алом берете и коралловой шали, в бордовом вине и красной помаде, в оборках на платье, в гвоздиках и стенах, пусть даже облезлых и оставленных. Любовь к подругам, к старым зданиям, к тому, что окружает изо дня в день, и к жизни. А больше всего – к смерти. Режиссер отрекается от той сухости и горечи, с которой принято перешептываться о кончине по углам, вперив взгляд в пол. Рената окрыляет ее, ставит выше и чувственней, чем саму жизнь, и награждает ее самыми лучшими качествами, среди которых добродетель и сопереживание.
Казалось бы, полностью независимое, осуществленное вне рамок кино, на которое доставались деньги из собственных карманов Литвиновой и Рамазановой, могло быть обречено на полное и безоговорочное фиаско. Хотя не стоит воспринимать «Сказку…» как кино таковое. Это скорее поезия, письмо самой себе и от себя.
Возможно не каждому по вкусу такое кино. Может не каждый позволит Литвиновой влезть в свою голову, ибо она никогда не проходит мимо. Она прокрадывается, ненавязчиво, на цыпочках, шурша лишь подошвами своих туфель, пробирается прямо в самое нутро.
Как было сказано ранее, фильмы Литвиновой не нужно понимать и разбирать на кусочки. Они настолько хрупкие, что могут разрушиться в миг, от одного лишь достаточно явного прикосновения. С ее фильмами нужно просто жить, пусть даже на жизнь отведено сего лишь полтора часа…
4/5