Рецензии пользователя Михаил-спб


Не могу пока сказать насчет буквы, но дух романа «Жутко громко и запредельно близко» Стивен Долдри в своей экранизации угадал и передал абсолютно точно.
Джонатан Фоер написал свою книгу в 2005 году, но если судить опять-таки по фильму, остается полное ощущение того, что роман создан по свежим, кровоточащим ранам – телесным и духовным. Хотя, скорее всего, они еще не зажили и четыре года спустя. Слишком уж велико был потрясение Америки, впервые столкнувшейся с террористическим вызовом подобного масштаба и оказавшейся к нему явно не готовой – почти со всех точек зрения.
Как американцы снова нащупывали под ногами и в душах точки опоры и мотивы, чтобы жить дальше, в фильме показано на примере девятилетнего мальчишки Оскара Шелла, отец которого исчез в то роковое утро 11 сентября. Оскар, не по летам развитый и здравомыслящий, но все же еще мальчик, пытается найти для себя отдушину, завершив их общий с отцом проект по поискам следов «нью-йоркской Атлантиды» - смытого водой Шестого района, а потом – пытаясь разгадать загадку оставленного отцом в вазе таинственного ключа, к которому Оскар ищет замок. Он не в силах признаться себе, но надеется, что находка поможет приглушить боль от потери, которая усиливается и еще одним обстоятельством, связанным с ним, его отцом и тем страшным днем. Обстоятельство, вполне объяснимое стрессовым состоянием, в котором тогда находился Оскар, но о котором ему тяжело поведать даже собственной матери.
Хотя в принципе все эти поиски девятилетнего мальчика - не что иное, как попытка найти в себе силы, а главное - цели и желание, чтобы жить дальше. А через него – поиски того же всей потрясенной трагедией Америкой. Оставленная папой единственная зацепка – фамилия на конверте с ключом заставляет Оскара обойти несколько сот жителей Нью-Йорка, носящих эту фамилию. И у каждого из них своя потеря, своя боль, свое потрясение и своя растерянность. Юный Шелл приходит к ним тоже не только с вопросом, но и со своей болью тоже, чего совершенно не скрывает. Однако эта общая боль от потери удивительным образом рождает чувство единения и солидарности, ощущение того, что не тебе одному сейчас плохо, не только ты сейчас в отчаянии и безысходности. И это чувство не только помогает облегчить боль, но и выйти за рамки своего погрузившегося в тоску внутреннего мирка, поняв, что мертвым ты уже поможешь, но еще можешь помочь живым: близким, родным и друзьям, что есть ради кого и чего жить дальше. А через конкретных людей оживала и возвращала себе равновесие страна в целом. Страна уже другая, потому что остаться прежними после этой точки невозврата было невозможно. Страна, перед которой встали более жесткие реалии, вызовы и необходимости. Но и страна более сильная, более к этим вызовам готовая. Цепочку словно нанизанных одна на другую коротких сцен ближе к финалу, символизирующих это единение - это, по сути, восстание из пепла, просто невозможно смотреть без слез, настолько там все искренне, пронзительно, эмоционально и убедительно! Плюс потрясающе подобранная сюда музыкальная тема, за которую, как и за всю музыку к картине, остается только в очередной раз раскланяться перед Александром Депла.
В фильме Долдри просто роскошные актерские работы! Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов к 2011 году давно заработали себе авторитет и признание. Однако роли в «В жутко громко и запредельно близко» лично для меня, да думаю и не только, навсегда останутся особыми, словно затронувшими в них какие-то потаенные душевные струны, что-то глубоко личное, потому что никого из них до этого не пришлось на экране видеть настолько выложившимися, при том что никому из них несвойственно вообще работать вполсилы, настолько искренними и убедительными.
Однако начать хочется с таланта юного – Томаса Хорна, исполнившего роль Оскара Шелла. Жаль, что единственной его более-менее заметной работой в кино после фильма Долдри стали на сегодня, по сути, лишь «Космические воины» Шона МакНамары, вышедшие в 2013 году, плюс еще роль в одной короткометражке в 2016. Однако то, что режиссер откопал в лице Томаса настоящий актерский самородок, – несомненно. Юный актер сыграл у него (дебютную, между прочим, роль и совсем не простую!) и по-детски непосредственно, и по-взрослому солидно. Персонаж обязывал: Оскар, как я уже говорил, не по возрасту развит, умен, серьезен и рассудителен. И изо всех сил старается быть таким. Но природу не обманешь – по сути своей он еще ребенок, его непредсказуемые взрывные реакции, слезы, смены настроений подтверждают это. Это не прилизанный мальчик с картинки, он живой и настоящий. Выйди на улицы Нью-Йорка – и встретишь таких тысячу, со своими радостями, проблемами и переживаниями. Обязаны мы этому именно отличной игре Хорна. Очень надеюсь, что он все же еще найдет себя в большом кино. При таком дебюте, уверен, ему будет еще что там сказать, тем более поднакопив опыта.
Актеру уровня Тома Хэнкса, по-моему, еще с самого начала карьеры были доступны любой персонаж в любом жанре, что он этой самой карьерой впоследствии и доказал. Но перепутать Томаса Шелла с каким-то другим его персонажем не удастся, даже если захочешь. Уже знакомый, но все равно какой-то особый прищур, светлый и искренний взгляд, ребячьи наивность и непосредственность. Но одновременно - солидность, невероятная энергия, позитив, энтузиазм и жизнелюбие, которыми он может заразить любого, – все это делает героя Тома запоминающимся даже среди десятков других. Скажете, вы это уже видели? Что-то в оскароносном «Форресте Гампе», что-то в «Зеленой миле», а что-то, к примеру, - в «Терминале»? Но это совсем не то, это совсем другая комбинация, дугой характер, другой неповторный персонаж.
Не похожей на других своих героинь вышла и Линда Шелл у Сандры Буллок. Особенно ярко проявила она себя ближе к финалу, сыграв несколько просто зашкаливающих в плане эмоций сцен.
По-настоящему ярко раскрылся в фильме и талант Макса фон Сюдова. Каждая сыгранная им сцена стала шедевром, в каждой из них он доказал, как можно много выразить взглядом, мимикой, жестами, и при этом можно обходиться вообще без слов. Номинация на «Оскар» за роль второго плана в 2012 более чем заслужена, и получивший в результате тогда статуэтку за «Начинающих» Кристофер Пламмер, наверное, показал там нечто действительно неординарное, раз сумел обойти фон Сюдова.
Из других второго или, даже скорей полутретьего плана надо конечно, обязательно назвать Виолу Дэвис, Джеффри Райта и особенно неподражаемого Джона Гудмана, потрясающе сыгравшего швейцара и ставшего в фильме настоящим королем эпизода. Дэвис, впрочем, можно с таким же правом назвать королевой. Тут она в очередной, но не в последний раз доказала, что ей одинаково успешно удаются роли как первого, так и второго планов. Ведь перед ролью в «Жутко громко и запредельно близко» была тоже второплановая работа Виолы в «Сомнении» (2009), выдвинутая на «Оскар», а после фильма Долдри – роль в «Прислуге», на этот раз главная и тоже претендовавшая на награду Американской киноакадемии. Ну а в феврале 2017 Дэвис наконец получила статуэтку за роль… правильно, именно второго плана в «Оградах», где она составила великолепный дуэт Дензелу Вашингтону. А до, после и между всем этим были еще героини в «Отряде самоубийц» (вспомните, сколько там задействовано звезд и скажите, легко ли было запомниться ролью второго плана?), «Игре Эндера», «Пленницах». Это из удачных. Были и проходняки вроде «Рыцаря дня» и «Большой игры». Были и откровенно неудавшиеся картины – среди них «Прекрасные создания» и «Ешь, молись, люби». И если в первом вина Дэвис минимальная – там, на мой взгляд, сильно подкачал сценарий, - то за второй она ответственна вместе с другими, включая Джулию Робертс: роль в экранизации романа Элизабет Гилберт ей не сильно удалась. Хотя подобные проколы – у Виолы скорее исключение, чем правило.
Итог: фильм Стивена Долдри – глубокая, эмоциональная, берущая за душу история, практически свободная от велеречивого пафоса и оттого еще более человечная.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.