Рецензии пользователя inlove

15 июля на Одесском международном кинофестивале состоится премьера «Дневника горничной», четвертой экранизации одноименного романа Октава Мирбо. Лента, по версии авторов, сильно отличается от своих «предшественниц» и является наиболее приближенной к литературному первоисточнику. За съемку драмы о нелегкой жизни людей «второго сорта» взялся французский режиссер Бенуа Жако, ранее имевший опыт создания костюмного фильма «Прощай, моя королева».

Действие «Дневника горничной» происходит в конце мятежного 19 века. Тогда социальное неравенство оставалось величайшей проблемой для общества. Пропасть между знатью и прислугой была обусловлена не только наличием материальных благ и привилегий у первых, но и взаимным презрением обеих сторон.

В поиске работы и пристанища, юная Селестина отправляется во французскую провинцию, где поступает на службу к чете пожилых господ. Сменив десятки домов из-за капризного нрава, и в результате оказавшись в бедственном положении, горничная изо всех сил пытается понравиться престарелой паре. Но появление молодой девицы только усугубляет отношения супругов. Хозяйка дома отчаянно мстит служанке, поручая непосильные задания и заставляя исполнять самые нелепые барские прихоти.

В попытке скрасить одиночество, Селестина знакомится с другой обслугой: кухаркой, которая по совместительству забавляется с мужем хозяйки, и молчаливым садовником Жозефом, имеющим блестящую репутацию верного «цепного пса». Девушке удается расположить преданного слугу, и уже совсем скоро он делает горничной неожиданное и опасное предложение.

События комментируются закадровым голосом главной героини, чтобы создать эффект чтения дневника. Вот почему повествование иногда не последовательно и лишено причинно-следственной связи. Кроме того, достаточно уяснить, что дневник женский, а значит, ни о какой логике не может быть и речи.

Роль горничной Бенуа Жако вновь вручает обворожительной Леа Сейду. Такой эксперимент мог оказаться провальным, так как актриса уже играла прислугу в фильме «Прощай, моя королева». Нужно отдать должное, роли в этих двух лентах получились полярными и совершенно не похожими друг на друга. В «Дневнике» молодая служанка — своевольная и необычайно привередливая. Будучи постоянным объектом вожделения, она играет на чувствах у дряхлеющих мужчин и на раздражении у их престарелых супруг. Селестина без труда соглашается на сговор с садовником, не терзаясь муками совести, нередко нарушает правила хорошего тона и огрызается в ответ на упреки со стороны хозяев.

Сидони, чтица Марии-Антуанетты в фильме Бенуа Жако 2012 года, полная противоположность главной героине «Дневника». Там прислуга королевы беззаветно предана своей госпоже и готова идти за ней даже на гильотину. Такой смысловой контраст в обоих костюмных фильмах, созданных с небольшим временным интервалом, требовал большого мастерства со стороны очаровательной Сейду. И это оказалось ей по силам.

Большинство зрителей будут с недоверием наблюдать за поведением Селестины, пытаясь уличить девушку в дурных намерениях. И каково наше удивление, когда мы открываем для себя слабую, ранимую барышню, желающую обрести маленькое женское счастье. Только и всего! Множество эпизодов в фантазии публики сулят продолжение: ей предлагают статус любовницы и безбедную жизнь взамен на молчание, она шутит про «кухонную» власть поварихи и размышляет о щепотке мышьяка, который может навсегда избавить прислугу от садизма хозяйки. Наше воображение то и дело рождает возможные сцены, которые добавили бы остроты в повествование. Но этого не случается.

«Дневник горничной» — история о слабом, «ощетинившимся» создании, которое требует обыкновенной ласки и мужской заботы. Роковое кокетство и холодная надменность растворятся, когда в поле зрения попадется кто-то с конкретным предложением, а не сказочным обещанием.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.