Рецензии пользователя inlove

  • Такси
    Taxi (2015)

    Неукротимый диссидент

    7 сентября, 2015, 12:59

У большинства людей, живущих в Европе и на территории бывшего СССР, мусульмане ассоциируются с экстремизмом и террористическими организациями вроде ИГИЛ и «Аль-Каиды», с бесконечными военными конфликтами, цензурой, многоженством и суннитским фанатизмом. В фильмах, которые производят страны Западной Азии (Иран, Ирак, Сирия и т. д.), наш зритель ожидает видеть кровную месть, политические преследования с последующими пытками, одержимость религиозными учениями, женское бесправие, ограничение свобод и нищету. Редкостью является авторский фильм Джафара Панахи «Такси», снятый в условиях тотальных запретов, но по праву одержавший победу на 65-м Берлинском фестивале.

Пожалуй, лучшие шедевры рождаются в результате протеста и безысходности. Панахи, осужденный за антиправительственную деятельность и отстраненный от кино на долгие 20 лет, не стал мириться с решением суда. Он вновь и вновь удивляет общественность смелыми оппозиционными картинами, среди которых и новая лента «Такси». Вместо съемочной площадки — салон такси, вместо главного героя — сам режиссер, а привычное обилие техники заменено несколькими камерами, размещенными на лобовом стекле. Вот и все, что нужно, если ты действительно намерен снимать.

Диссидент Панахи в своей новой истории совмещает режиссерское и водительское кресло. Его такси колесит улицами Тегерана, набирая все новых и новых пассажиров. Устами попутчиков говорит сам автор ленты, маскируя свои размышления под философствования случайных спутников. Среди рассуждений: недовольство властью, дискуссии о необходимости смертных казней, проблема цензуры в кино и продажи пиратских копий из-под полы, и наконец, недопонимание в семье.

Картина снята в документальной стилистике, и только проникновенные диалоги, масса отменно сыгранных комических сцен выдает, что фиксацией окружающей действительности дело не обошлось. Драматургия «Такси» может показаться непривычной. Здесь нет четкого деления на начало, основную часть, кульминацию и концовку. Более того, в фильме главный герой не выходит на первый план, показывая зарисовки из реальной жизни граждан Ирана. Проблемы попутчиков близки и нелепы одновременно. В каждом из них замечается суета, взволнованность, готовность дискутировать. Невольно узнаешь себя, требующим такси ехать быстрее.

Еще один приятный сюрприз для нашего зрителя — изображения Тегерана и местных жителей без стереотипов, навязанных нам новостями и голливудскими боевиками. Здесь попутчики — не воины-моджахеды, не полоумные фанатики, кричащие: «Аллаху акбар» и даже не шейхи, держащие гарем. В объективе Панахи — простые люди, искренние, уязвимые, со своими недостатками и слабостями. Фильм «Такси» — проявление необычайной любви режиссера к искусству, Родине и соотечественникам.

Как снять фильм без спонсорских средств, рекламы и поддержки властей? Как выйти из положения, если на съемки нет разрешения, а хочется выразить назревший протест? Как обойтись без профессиональных актеров и техники? Казалось бы, такие вопросы исключают создание картины в принципе, но даже это не помеха тем, кто всерьез решил бороться с системой.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.