Рецензии пользователя inlove

  • Ма Ма
    Ma ma (2015)

    Прощание с улыбкой

    13 января, 2016, 13:28

Спекуляция кинематографистов на теме смерти стара, но всегда беспроигрышна. Одним словом, не обязательно глубоко сыграть умирающего человека — получится все равно страшно. Сама по себе экранная «дискуссия» о невозможности осознать собственную смертность обеспечит зрительское любопытство и излишнюю сентиментальность, как минимум. «Ма Ма» Хулио Медема, режиссера, знакового для испанского кино, — это очередной фильм о приближении «итога» и умении отдать миру больше, чем потребил. Но эта лента — и пример того, как жанр периферийной европейской артхаусной мелодрамы уступает дорогу драме о силе женского естества.

Беда никогда не приходит одна. В одночасье Магда лишается всего: мужа, любимой работы, денег и, доселе крепкого, здоровья. Измена супруга, сложности в общении с сыном, сокращение с должности преподавателя и, наконец, неожиданный для молодой женщины диагноз — рак груди. Отправив сына к кузенам, Магда (Пенелопа Крус) решает лечь под нож. Накануне операции, утомленная и истерзанная сомнениями, героиня знакомится с бисексуалом Артуро (Луис Тосар), только что утратившего семью. На глазах зрителя складывается пара, которую объединяет крепкая дружба и особенное чувство благодарности друг к другу. Хирургическое вмешательство проходит успешно, но радужные перспективы для Магды обрывает рецидив. У нее есть меньше года, чтобы проститься с близкими. Планы меняются, когда женщина узнает о своей случайной беременности.

Финал картины символичен и в какой-то мере парадоксален. Магда, носящая в себе новую жизнь, с каждым днем прощается со своей. Особенно чувственным является эпизод, в котором главная героиня записывает на видеокамеру проникновенный монолог для своей еще не родившийся дочери. Последние кадры, в которых живое соединяется с мертвым, изображая жизненную цикличность и закономерность, на удивление, не пугают. Пенелопе Крус удается создать емкий образ человека, оказавшегося в чудовищном тупике. Там, где заканчивается благополучие и безмятежность, начинается подвиг, и кино доносит зрителю главную истину: мы не властны над роковыми обстоятельствами, но в наших силах оставить после себя хорошую память и достойных наследников.

Режиссура Медема не обходится без колоритных женских персонажей, ведь от их искренности и цельности зависит степень убедительности истории. Своеобразный культ женщины свойственен и предыдущим его картинам: «Беспокойная Анна», «Рыжая белка», «Любовники полярного круга», «Люсия и секс». Прекрасная половина человечества у мэтра испанского артхауса (90-х — 2000-х) всегда сильнее мужчин. Гордые, смеющиеся страху в лицо, обворожительные и глубокие существа. Их натуры граничат с чем-то диким, как у амазонок, и по-христиански милосердным. Сильный пол в картине «Ма Ма», несмотря на обилие его представителей, оказывается сломленным, мягкотелым, пессимистичным и излишне чувствительным, что и позволяет вплести в повествование историю гомосексуальных пристрастий.

Элементы сюрреализма в фильме «Ма Ма» иллюстрируют переживания безнадежно больного, его воспаленного сознания, полного галлюцинаций и причудливых образов будущего. В кадре доминируют белые цвета, символизирующие чистоту, снег, кончину, новый этап. Попадая в пространство бесконечных больничных коридоров, акцент на белом словно добавляет еще одно действующее лицо — смерть. Под фортепианные переливы Альберто Иглесиаса облаченные в белые одеяния герои в белых комнатах провожают в последний путь хрупкую и сильную женщину. Но говорить о плохой развязке не приходится, ведь автор сообщает зрителю о безграничной любви матери, которая всегда продолжает жить в ее детях.

Больше о фильме читайте в статье «Ма Ма». Последний подвиг матери

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.