Рецензии пользователя inlove

«Позволить себе быть» — главное правило, навязанное Западом в эпоху потребления и массового поиска собственной исключительности. Разумеется, самоидентификация — первопричина выбранного пути, но сентиментальность и толерантность, с которой Европа относится к «оригинальности» изумляет. Картина британского режиссера, обладателя премии «Оскар», Тома Хупера «Девушка из Дании», тепло встреченная на Венецианском фестивале, добралась и до украинского проката. Личная драма одного из первых известных трансгендеров и нравственное разложение личности, больше не способной функционировать в семье и обществе, — главные темы кинопровокации месяца.

Действие происходит в Копенгагене, около ста лет назад. Чета художников успешно трудится в своей просторной квартире над новыми картинами, посещает светские мероприятия и радуется счастливым брачным узам. Однажды натурщица Герды (Алисия Викандер) не является вовремя, и портретистка заканчивает работу, воспользовавшись помощью мужа, облачив его в женское одеяние. Шутливый эпизод открывает в жизни Эйнара (Эдди Редмэйн) новую страницу, он постепенно забывает о своей биологической природе, все чаще представляясь своей кузиной Лили. Чтобы осуществить мечту и избавиться от заточения в «чужом» теле, мужчина решается на рискованную операцию по смене пола, итог которой обещает навсегда изменить жизнь супружеской пары.

Актеры, признаться, действительно проделали кропотливую работу над созданием точной реконструкции портретов реальных исторических персонажей. Дневники Лили, в прошлом пейзажиста Эйнера, дали толчок для написания Дэвидом Эберсхоффом романа «Девушка из Дании», который адаптировали в сценарную основу. Но, к сожалению, проблемы трансгендеров представлены однобоко, исключая появление новых трудностей уже после хирургического вмешательства.

Любопытно, но в картине вовсе не показывают явного интереса Лили к женщинам или мужчинам, а удовлетворение естественных потребностей достигается за счет симпатии к собственному образу, по неосторожности одобренному супругой. Наблюдая за трансформацией главного героя, становится ясно, что он может иметь и другие признаки расстройства половой идентификации, как то шизофрения и аутогинефилия. Нарцисс, которым кажется Эйнар, не нуждается во взаимодействии, но требует постоянного одобрения, подвергая Герду страданиям и чувству вины.

Образ брака в эпоху модерна открыто навязывается сегодняшнему зрителю, объясняя несовершенство и устарелость его традиционных форм. Герда и Эйнер, несмотря на партнерские отношения, слывут в обществе «женатыми чудаками» и высмеиваются богемными коллегами. Авторы, разумеется, хотели сказать о природе любви, которая гораздо более глубокая, нежели обыкновенные семейные хлопоты и кричащие румяные дети. Но анализируя контекст, публика с ужасом открывает для себя всю шаткость нового мира «дозволенности». Теперь конкурировать за внимание мужа придется не просто с женщиной, а с мужем в образе барышни, уверенно расхаживающим в парике и платьях.

Костюмные фильмы, безусловно, способны передать атмосферу хотя бы из-за более продуманного и насыщенного кадра, его композиции и цветокоррекции. Ленту в этом отношении по праву можно считать достойной иллюстрацией жизни интеллигенции 100 лет назад. Съемки в квартирах с винтажной мебелью, мансарды, живописные переулки Копенгагена, улицы Дрездена, развешанные в галереях, в мастерских и на выставках живописные полотна.

Хочется, чтобы «Девушку из Дании», несмотря на весь сентиментализм и понимание к «поиску», общественность не воспринимала как руководство к действию. ЛГБТ-сообщество, разумеется, будет аплодировать стоя, что вполне оправдано, но сексуальный фетиш и смена первичных физиологических данных — не единственный способ преображения и личностного роста.

Больше материалов этого же автора читайте в блоге «Артхаус»

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.