Пина: Танец страсти Pina (Вышел в 2011)

oKino:
7.6
из 10
IMDb: 7.7 (9,521)
1

Ко всем постерам →

мин
Жанр: документальный, мюзикл
В главных ролях:
Реджина Адвенто
Малу Айродо
Рут Амаранте
Хорхе Пуэрта
Пина Бауш
Райнер Бер
Андрей Березин
Дамиано Оттавио Биджи
Бенедикт Биллет
Алеш Чучек
Все актёры →
Режиссёр: Вим Вендерс
Продюсер: Жан-Пьеро Рингел, Эрвин М. Шмидт
Сценарист: Вим Вендерс
Оператор: Хелен Лувар, Йорг Видмер
Композитор: Том
Слоган: «Танцуй, танцуй, иначе мы потеряны!»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 15 сентября 2011
Бюджет: €3 238 460
Рейтинг MPAA: PG
Подборки: Фильмы про танцы

Сюжет

Картина является данью памяти гениальному хореографу Пине Бауш, ушедшей из жизни в 2009 году. Пина предстаёт перед зрителями как духовный наставник и психотерапевт для своих учеников. За 35 лет неустанной работы она сумела создать неповторимую технику танца, объединяющую в себе жесты и движения. Для Пины танец — это особый язык, универсальный для всех, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.

Трейлер

Кадры

Ко всем кадрам →

Рецензии

Recensista
11 сентября, 2011

Весьма необычный для кинопроката, и тем более снятый в 3D, кинофильм представлен в виде документальной ленты о знаменитой немецкой танцовщице и одном из самых радикальных хореографов Пине Бауш, скончавшейся в 2009 году в разгар съёмок.

«Пина: танец страсти» — уникальный для биографической документалистики фильм. Прославленный режиссёр артхауса снял внежанровое кино, которому в одночасье присущи признаки разных жанров — биопика, мюзикла, концертной записи и прекрасно поставленных танцевальных сцен. «Пина» использует непривычный для рядового зрителя киноязык, отдавая предпочтение не словам, репликам и диалогам, а безостановочным движениям в танце. Что примечательно, «Пина» оказывается нестандартным биопиком, в котором умело чередуются танцевальные номера и коротенькие воспоминания-посвящения учеников танцтеатра «Wuppertal» о своём учителе. В то же время творение Вендерса — не совсем биопик, а скорее ода человеку, который не боялся ломать стереотипы и всегда двигался вперёд. Вендерс, ярый поклонник Пины Бауш, как бы восхваляет её через её же творчество, не уделяя фактам из жизни танцовщицы какого-либо внимания. На экране многие люди через танец пытаются выразить свою любовь, признание и мысли о Пине.

Вроде бы не связанные друг с другом танцевальные эпизоды имеют тем не менее определённую цепь последовательности из тетралогии этапным спектаклей Пины Бауш. Эти четыре спектакля — «Весна священная», «Кафе Мюллер», «Kontakthof» и «Полнолнуние» — целиком отражают жизненный путь Пины, её творческие находки и взросление. Причём не только тематическим разнообразием нравится «Пина», но и частой сменой локаций, коими становятся переулки, заброшенные заводы, парки, перекрёстки, вершина горы, лес и многие другие, словно подчеркивая, что жизнь — это танец, а танец — это жизнь.

К слову, сама Пина показывается на экране не больше чем на семь минут из всего хронометража. В остальное время за неё красноречиво говорят ею же придуманные и поставленные танцы. И без того потрясающие воображение трюки и движения танцоров дополняются замечательный саундтрек. Чего только стоят «Lillies of the Valley» и «La prima vez».

Через всю ленту сквозит известное изречение Пины — «меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». Движения и номера танцоров очень правильно поданы в формате 3D, за последний год успевшим разочаровать каждого. В «Танце страсти» 3D получилось, визуально усилив и подчеркнув танцы. К тому же формат прекрасно передает энергетику, атмосферу, пластику танцоров и динамику движений. Поэтому вопреки опасениям документальная лента смотрится свежо, зрелищно, порой завораживающе. А приятное послевкусие лишний раз подтверждает продуманность реализации до мелочей, что конечно же идёт в плюс Виму Вендерсу.

Тем не менее «жизнеописание Пины в танцах» вряд ли станет объектом посещения массового зрителя, так как современная хореография в прочтении прославленной немки — тема весьма щекотливая и требующая определённого настроения. Судить ленту Вендерса как хороший или плохой фильм не возьмусь, поскольку слишком уж субъективной, основанной на собственных эмоций, окажется оценка.

Антон Филатов
29 июля, 2011

Появление этой документальной кино-поэмы имеет все шансы стать самым ярким кино-событием года. Эту картину сразу после премьеры не без лишнего пафоса провозгласили «первым арт-хаусным 3D-фильмом». Однако если поглубже уйти в историю кино, то творение Вима Вендерса если и может претендовать на звание такое, то не более, чем первого в этом году, так как авторский кинематограф уже достаточно давно освоил «объёмную» технологию.

Заслуга Вендерса в том, что он вывел 3D технологию на новый качественный уровень. При этом он не только использовал самые современные технологии 3D съёмки, но и открыл новую выразительную сторону «объёмной картинки».

В фильме присутствует множество эпизодов из балета, так что 3D изображение помогает разграничить первый и второй план каждой постановки. Особенно выразительно выглядит композиция на экране, когда танец внедряется в самый неожиданный ландшафт — разворачиваясь не на сцене, а посреди улицы, в цеху завода, в вагоне метро, в пустыне и т. д. Так же как танец гениального хореографа Пины Бауш выходил за пределы сцены — фильм о нём выходит за пределы экрана. Таким образом, поэтическое пространство, созданное в танце Пины, практически без потерь перешло и в фильм Ведерса.

3D подчёркивает выразительность и экспрессивность самого танца, который по сути и является главным героем фильма. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» — признался режиссёр в одном из своих интервью.

Касательно же технических особенностей фильма, то благодаря 3D, на плоском экране не теряется глубина сцены, а с ней и точность пластических смыслов соприсутствия. «Пина» пошла ещё дальше «Аватара», признанного первым фильмом, выведшим объёмную технологию с уровня аттракциона до необходимой составляющей визуального ряда фильма. Эти фильмы отделает два года, а соответственно и весь массив технологий, которые были изобретены и воплощены за это время. Поэтому сопоставлять фильмы несправедливо. Например, в творении Кэмерона у людей на заднем плане во время движения сливаются конечности, чего невозможно было избежать с технологиями 2009 года.

В основу фильма легли четыре главные постановки Пины Бауш, которые она лично отобрала для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на пол-сцены; и «Контактхоф» — балет телесных эмоций.

Кроме этого, в фильм вошли интервью-воспоминания членов международной танцевальной труппы Пины Бауш. Короткие воспоминания о своём учителе каждый из танцоров произносит молча — голос звучит из-за кадра, в то время как в кадре показывается портрет молчащего человека. Этим используется один из излюбленных Вэндерсом «внутренних разговоров», которые часто появлялись, например, в «Небе над Берлином». На момент съёмок фильма самой Пины Бауш уже не было в живых. Но тех, кого нет рядом с нами, остаются внутри нас — в наших мыслях и воспоминаниях. Подобный метод «внутреннего диалога» как бы воскрешает саму Пину, делая её как бы собеседником воспоминаний и размышлений танцоров труппы.

За счёт эмоциональной насыщенности самих танцев Пины Бауш, отрывки из которых занимают 90% фильма, сведена к минимуму драматургия самой документалки. В ней нет хронологии жизни хореографа, внимательного всматривания в отдельный этап жизни Пины или других традиционных способов построения фильма-портрета. Вендерс сосредоточился на том, чтобы сделать прежде всего метафизический портрет хореографа, лишь в отдельных эпизодах показав саму бледную хрупкую Бауш. Главное в фильме — состояние жестокой и вдохновляющей свободы и желание обнажить её, состояние столь знакомое каждому из нас и все же неповторимое.

Несмотря на предложения больших киностудий, Вендерс всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю. В течении своей карьеры он снял множество документальных лент о музыкантах («Клуб Буэна Виста», «Человеческая душа» и др.), кинорежиссёре («Токио-Га»), модельере («Записки об одежде и городах») и других выдающихся деятелях. «Пина» дополнила список видов искусств, которые попали под оригинальный взгляд режиссёра.

Вендерс дружил с Пиной Бауш с 1980-х и они неоднократно обсуждали идею фильма. Однако режиссёр не хотел приступать к съёмкам, так как не знал, каким образом можно было бы передать поэтику танца Пины. И лишь когда он посмотрел фильм-концерт группы U-2 в 3D, его творческие замыслы окончательно оформились.

Для самой Пины Бауш это уже далеко не первое появление в кино. В ленте Феллини «И корабль плывет» она исполнила роль Слепой принцессы. Герои картины Альмодовара «Поговори с ней» заворожено смотрят её балеты «Кафе Мюллер» и «Мазурка Фого».

Когда фильм уже был оговорен и вот-вот должны были начаться съёмки, Пина Бауш умерла. Вим Вендерс в связи с этим остановил работу над фильмом и он бы так и не появился, если бы сами танцоры театра Пины Бауш не настояли на съёмках. Уход из жизни хореографа придал некоторым эпизодам фильма меланхоличное настроение. О самом руководителе труппы говорит лишь хроника и, конечно же, сам танец. «Умирая, человек превращается в вальс…» — говорил персонаж Саши Соколова в романе «Школа для дураков».

На украинские экраны этот фильм впервые попал в рамках Второго Одесского Международного Кинофестиваля.