Картина является данью памяти гениальному хореографу Пине Бауш, ушедшей из жизни в 2009 году. Пина предстаёт перед зрителями как духовный наставник и психотерапевт для своих учеников. За 35 лет неустанной работы она сумела создать неповторимую технику танца, объединяющую в себе жесты и движения. Для Пины танец — это особый язык, универсальный для всех, независимо от возраста, пола и расовой принадлежности.
Весьма необычный для кинопроката, и тем более снятый в 3D, кинофильм представлен в виде документальной ленты о знаменитой немецкой танцовщице и одном из самых радикальных хореографов Пине Бауш, скончавшейся в 2009 году в разгар съёмок.
«Пина: танец страсти» — уникальный для биографической документалистики фильм. Прославленный режиссёр артхауса снял внежанровое кино, которому в одночасье присущи признаки разных жанров — биопика, мюзикла, концертной записи и прекрасно поставленных танцевальных сцен. «Пина» использует непривычный для рядового зрителя киноязык, отдавая предпочтение не словам, репликам и диалогам, а безостановочным движениям в танце. Что примечательно, «Пина» оказывается нестандартным биопиком, в котором умело чередуются танцевальные номера и коротенькие
Вроде бы не связанные друг с другом танцевальные эпизоды имеют тем не менее определённую цепь последовательности из тетралогии этапным спектаклей Пины Бауш. Эти четыре спектакля — «Весна священная», «Кафе Мюллер», «Kontakthof» и «Полнолнуние» — целиком отражают жизненный путь Пины, её творческие находки и взросление. Причём не только тематическим разнообразием нравится «Пина», но и частой сменой локаций, коими становятся переулки, заброшенные заводы, парки, перекрёстки, вершина горы, лес и многие другие, словно подчеркивая, что жизнь — это танец, а танец — это жизнь.
К слову, сама Пина показывается на экране не больше чем на семь минут из всего хронометража. В остальное время за неё красноречиво говорят ею же придуманные и поставленные танцы. И без того потрясающие воображение трюки и движения танцоров дополняются замечательный саундтрек. Чего только стоят «Lillies of the Valley» и «La prima vez».
Через всю ленту сквозит известное изречение Пины — «меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет». Движения и номера танцоров очень правильно поданы в формате 3D, за последний год успевшим разочаровать каждого. В «Танце страсти» 3D получилось, визуально усилив и подчеркнув танцы. К тому же формат прекрасно передает энергетику, атмосферу, пластику танцоров и динамику движений. Поэтому вопреки опасениям документальная лента смотрится свежо, зрелищно, порой завораживающе. А приятное послевкусие лишний раз подтверждает продуманность реализации до мелочей, что конечно же идёт в плюс Виму Вендерсу.
Тем не менее «жизнеописание Пины в танцах» вряд ли станет объектом посещения массового зрителя, так как современная хореография в прочтении прославленной немки — тема весьма щекотливая и требующая определённого настроения. Судить ленту Вендерса как хороший или плохой фильм не возьмусь, поскольку слишком уж субъективной, основанной на собственных эмоций, окажется оценка.
Появление этой документальной
Заслуга Вендерса в том, что он вывел 3D технологию на новый качественный уровень. При этом он не только использовал самые современные технологии 3D съёмки, но и открыл новую выразительную сторону «объёмной картинки».
В фильме присутствует множество эпизодов из балета, так что 3D изображение помогает разграничить первый и второй план каждой постановки. Особенно выразительно выглядит композиция на экране, когда танец внедряется в самый неожиданный ландшафт — разворачиваясь не на сцене, а посреди улицы, в цеху завода, в вагоне метро, в пустыне
3D подчёркивает выразительность и экспрессивность самого танца, который по сути и является главным героем фильма. «Я был уверен, что 3D и танец созданы друг для друга. И я не разочаровался» — признался режиссёр в одном из своих интервью.
Касательно же технических особенностей фильма, то благодаря 3D, на плоском экране не теряется глубина сцены, а с ней и точность пластических смыслов соприсутствия. «Пина» пошла ещё дальше «Аватара», признанного первым фильмом, выведшим объёмную технологию с уровня аттракциона до необходимой составляющей визуального ряда фильма. Эти фильмы отделает два года, а соответственно и весь массив технологий, которые были изобретены и воплощены за это время. Поэтому сопоставлять фильмы несправедливо. Например, в творении Кэмерона у людей на заднем плане во время движения сливаются конечности, чего невозможно было избежать с технологиями 2009 года.
В основу фильма легли четыре главные постановки Пины Бауш, которые она лично отобрала для этого проекта: «Кафе Мюллер» — танец со столами и стульями; культовая «Весна Священная», которую танцуют на сцене, покрытой торфом; монументальное «Полнолуние», сценография которого включает огромную скалу на
Кроме этого, в фильм вошли
За счёт эмоциональной насыщенности самих танцев Пины Бауш, отрывки из которых занимают 90% фильма, сведена к минимуму драматургия самой документалки. В ней нет хронологии жизни хореографа, внимательного всматривания в отдельный этап жизни Пины или других традиционных способов построения
Несмотря на предложения больших киностудий, Вендерс всегда оставался верен своему экспериментаторскому стилю. В течении своей карьеры он снял множество документальных лент о музыкантах («Клуб Буэна Виста», «Человеческая душа» и др.), кинорежиссёре (
Вендерс дружил с Пиной Бауш с
Для самой Пины Бауш это уже далеко не первое появление в кино. В ленте Феллини «И корабль плывет» она исполнила роль Слепой принцессы. Герои картины Альмодовара «Поговори с ней» заворожено смотрят её балеты «Кафе Мюллер» и «Мазурка Фого».
Когда фильм уже был оговорен и
На украинские экраны этот фильм впервые попал в рамках Второго Одесского Международного Кинофестиваля.