Макс — типичный представитель современной российской богемы. Он умён, красив, богат и амбициозен. Он знает, чего хочет от жизни, и готов идти к своей цели по головам других. Его жизнь — это сплошная череда выгодных сделок, гламурных вечеринок и интрижек на одну ночь. Он циничен, самоуверен и надменен. У него есть главное — деньги и харизма, которые открывают перед ним все двери. Макс уверен, что в этой стране нет ничего, что бы он ни смог купить. Особенно, когда у него перед носом уже маячит долгожданное повышение до должности директора банка.
Юля — студентка второго курса столичного университета. Она молода, благородна и полна надежд изменить мир к лучшему. Она ценит доброту и открытость, которые в мире Макса считаются моветоном. Она читает его, как открытую книгу, нещадно обнажая бесцельность его существования и внутреннюю неудовлетворённость, спрятанную под толстым слоем пафоса и гламура. А с недавних пор она — его новая цель, покорив которую, он уже никогда не сможет стать прежним.
Фильм «ДухLess» — лучшая иллюстрация разницы между литературой и кинематографом, и не в пользу последнего. Фильм прекрасно съедается зрителем, не знакомым с первоисточником. Но книга Сергея Минаева, весьма спорная и многими обруганная, была тем маячком, на который должна реагировать потенциальная аудитория. Поэтому параллели между двумя произведениями неизбежны.
В фильме мало что осталось от настроения, обреченности героя и тотальной социальной критики из книжки. В исходной точке картины находится главный герой Макс Андреев — успешный
Сценаристу Денису Родимину и режиссеру Роману Прыгунову удалось неимоверное — трансформировать богатый на размышления и остроумный, но драматически невзрачный роман в густо насыщенный действием фильм. Авторы выдернули для кино некоторые привлекательные эпизоды из текста, заставив их иначе зазвучать. Но, например, ключевой диалог о духовности между Максом и его питерским другом выглядит как прикол, также и воспринимается.
Книга Минаева — несовместимый с жизнью диагноз целому поколению, а фильм —
Много хвальбы звучало в адрес Данилы Козловского. Но его мужское обаяние затмевало мелькающий психологизм образа Макса. Поэтому хочется отметить, что
Оператору фильма Федору Ляссу можно поаплодировать. На пару с режиссером он демонстрирует новейшие достижения западного кинохозяйства, используя разные красивые фильтры и видеоэффекты. И тут Роман Прыгунов напоминает о том, что начинал как клипмейкер. «ДухLess» пестрит прибамбасами из видеоклипов и рекламы. Это приятное глазу зрелище, но постоянно кажется, что смотришь просто нарезку красивых, хорошо сделанных роликов, а не полноценный фильм. Любование техническими возможностями кино загоняет создателей фильма в глухой угол: вкусно показанные сцены роскошной жизни так и манят зрителя махнуть в клубешник после просмотра, но уж никак не пойти погулять в парк или волонтерствовать в хосписе.
А чем плохо жить так, как Макс, не вполне понятно. Красивые телочки, хорошая музыка, шикарная тачка, дорогие костюмы, страх и уважение сослуживцев. Да и разумная девочка Юля была вполне благосклонна к парню: гляди, даже и без всех сюжетных перипетий осталась бы с ним. В книге Минаева понятно, почему ТАК жить плохо. В фильме — нет. Клиповое смакование красивой жизнью оглушает зрителя, и он уже не слышит мораль фильма, искусственно вложенную в уста героев, будто перебивки между экшеном.
Несмотря на визуальную привлекательность и динамичность, «ДухLess» не стал любимцем русской кинокритики. Справедливы упреки в неоригинальности фильма. Работа Прыгунова занимает лишь энное место среди подобных обличений фальшивых жизненных ценностей в кино. «99 франков», «Здесь курят», «Шоугелз» и масса других. Да и в русском кино тема не нова. Фильм «Глянец» Андрея Кончаловского превосходит «ДухLess» беспроигрышной мелодраматичностью и уместным гротеском, а «Generation П» намного глубже и изысканнее. Притом, что оба этих фильма в свое время разнесли в пух и прах.
«ДухLess» относится к качественному попкорновому кино. Но такое кино чуждо загадочной русской душе, ждущей откровения от каждой новой сделанной в стране картины. Если поднапрячься и попытаться разглядеть режиссерское воплощение идеи фильма, то понимаешь, что эту киноленту в пору было бы назвать «СмыслLess».
Преуспевающий
Роман Прыгунов («Одиночество крови», «Индиго») экранизировал весьма популярную в начале
«ДухLess», то ли следуя названию, то ли ненарочно совершенно не может заинтриговать надолго зрителя, имеющего мало чего общего с экранным Максом. Пожалуй, чёрная трагикомедия всего лишь даёт понять всю бездуховность людей, внезапно ставших важными персонами, проживающими в дорогих офисах и ночных клубах. Собственно, отсутствие души наблюдаешь и в самой ленте, не брезгующей клиповыми зарисовками на злобу дня. Фильм как раз из разряда тех, что силён в отдельных эпизодах, но испытывает симптомы слабости и отсутствия воли в целом. К тому же лента откровенно заигрывает с рядом уже отснятых на данную тему фильмов наподобие «99 франков».
Безусловно, картина Прыгунова смотрится дорого и эффектно, как и надлежит выглядеть ленте о переосознании своей бесцельной жизни одним из ведущих менеджеров крупной компании. Но порой гламур с необычными операторскими ракурсами и доброе лицо Козловского (нашумевшего недавним «Шпионом») попросту нивелируют все старания съёмочной группы отобразить путь «из грязи в князи» со всеми сопутствующими ему сценами. Едва ли не лучшей задумкой режиссера оказываются начальные кадры с мусоровозом Mercedes; уже тогда понимаешь, что мусорной свалкой фильм и закончится, пусть и на оптимистичной ноте.
При этом невозможно отрицать красивую картинку с отменным визуальным и музыкальным рядом; другое дело в том, что фильму так и не удалось выбрать себе основной жанр, в очередной раз нам дали понять, что не всякая книга может быть верно или близко экранизирована. Порой «ДухLess» впадает в откровенные мелодраматические заигрывания, уходя в рискованный отрыв от заданной в фабуле темы; порой некоторыми сценами и вовсе ударяется в неправдоподобие
«ДухLess» интересен и любопытен, но до восклицания в духе Цицерона «О времена, о нравы!» ему ещё далеко.
Фильм Романа Прыгунова «ДухLess. Конец гламура» снят по мотивам книги Сергея Минаева «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке». И хотя создатели картины уверяют, что этот фильм повествует о войне человека с самим собой, на самом деле этот фильм рассказывает очередную историю о ненастоящем герое нашего времени.
Главный персонаж, которого играет восходящая звезда русского кинематографа Данила Козловский, —
Модные клубы, тусовки, престижный офис, роскошный автомобиль, шикарная девушка и постоянное мелькание в светский хрониках — все это часть его жизни. Конечно же (никто даже не сомневается), что теперь он стал бездуховным и погряз в материальности этого мира. Все это ему наскучило и мир вокруг он считает фальшивкой, а людей — жалкими денежными купюрами.
Но по мере развития сюжета все это он отчасти осознает, и мысленно комментирует. Пожалуй, эта доля цинизма, самокритичности и спасает героя от полного отмирания сознания.
Внезапно (никто даже не сомневался) он знакомится с
Плюс ко всему, у Макса наступают жизненные катаклизмы. И вот
Но давайте отбросим иронию зрителя и дидактику истории и посмотрим правде в глаза: банда Юли, которая протестует против потребительского социума ничем не лучше Макса. Напротив: они еще сильнее подкармливают большое шоу, разжигают очаг зрелища. Ведь любое восстание против общества спектакля, в котором мы сейчас живем, превращается в очередной спектакль. Так что акции протеста этих ребят выглядят, по меньшей мере, глупо.
С другой стороны, Макс ничем не плох — его нельзя осуждать за
Дело в том, что Максу тяжелее всех. Ведь он очень крепко внедрен в социум: у него деньги, статус и множество других аксессуаров. А выйти из всего этого — все равно, что вырвать себе кадык или сознаться, что жил не той жизнью. В конце концов, Макс действительно совершает подвиг, распрощавшись с крепкими объятиями общества потребления.
Надо заметить, что фильм снят, фактически, идеально. Без сучка и задоринки. Материал отработан в лучших традициях глянцевого кино. Есть в нем и пару
Пожалуй, единственная концептуальная находка фильма — это мусорный бак, в который залезает главный герой под конец картины. Бескрайние просторы мусора как нельзя лучше символизируют нашу эпоху и её полнейшую «дyxless».
Поставим твердую четверку и на этом остановимся. Фильм можно было бы назвать действительно хорошим, если бы не было с чем сравнивать. Как сама книга Сергея Минаева вторична в сравнении с «99 франков» Фредерика Бегбедера и «Generation «П» Виктора Пелевина, так и сам фильм — вторичен. Экранизации упомянутых книг — выглядят на голову выше ленты «ДухLess. Конец гламура».
В фильме Романа Прыгунова нет никакого выхода за рамки, прыжка выше головы, прозрения или шага вперед. Лента ничем не удивляет — все предсказуемо. Вместо этого есть попытка, не выходя за рамки жанра и всего набора шаблонов, создать приемлемое кино. Как в школе — лучше получить твердую четверку, чем обозвать учителя идиотом и придумать свое объяснение теоремы.